суббота, 9 февраля 2013 г.

прибыль получаемая от ссудного капитала распадается на

Раздел IIМИКРОЭКОНОМИКАМикроэкономика (греч. micro малый)P это часть экономической теории, изучающая экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.В данном определении следует акцентировать внимание не на том, что объектом микроэкономики является единичное звено (фирма, предприниматель и т.Pп.), а на том, что микроэкономика изучает экономические процессы, происходящие в единичном звене. Главным из этих процессов является ценообразование.Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) цена является важнейшей категорией.Цена товара служит ориентиром, руководствуясь которым и производители и потребители обеспечивают свой личный интерес.Поэтому центральной проблемой микроэкономики является анализ факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках и на рынках факторов производства (труд, земля, капитал).Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем ценообразования на уровне первичного звена является Альфред Маршалл (18421924), который по праву считается основоположником микроэкономики.Согласно его концепции, главными ценообразующими факторами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал и др.Исследованию каждого из этих факторов посвящена соответствующая часть микроэкономики: Pв первой рассматриваются закономерности формирования спроса на товар и те факторы, которые его определяют, в том числе полезность; Pво второй анализируется предложение, в том числе издержки производства; Pв третьей исследуется соотношение спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции; Pв четвертой изучаются проблемы ценообразования факторов производства (труд, земля, капитал).Изучение этих проблем начинается с лекции 7.Лекция 7Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕВ лекции рассматриваются следующие вопросы: Pспрос на товар и его характеристика: закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса; Pпредложение товара и его кривая; Pрыночное равновесие.7.1. Спрос на товар и его характеристикаСпрос это одна из сторон процесса рыночного ценообразования.Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот.Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.Эту зависимость можно изображать на графике (рис.P7.1) в виде кривой спроса d, где P (price)P цена, Q (quantity)P количество, величина спроса, d (demand)P спрос.Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной количество продукта, которое потребитель может купить по этой цене.Рис.P7.1. Кривая спросаКривая d1 наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса» (точки A, B, C). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой». «Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса».Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от d1 к d2. Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от d1 к d3.Выводы1.PДвижение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.2.PДвижение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.К неценовым факторам относятся: Pпотребительские вкусы; Pчисло покупателей; Pдоход покупателей; Pцены на сопряженные товары; Pожидания.Рассмотрим их влияние на спрос.Потребительские вкусы очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода товары делят на:«нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода);товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);товары «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода).Зависимость между доходом и количеством приобретенных благ отражают кривые Энгеля (рис.P7.2).а)Pтовары первой необходимости; б) предметы роскоши; в) товары «низшего качества»Рис.P7.2. Кривые Энгеля4.PЦены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.Вывод. Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.Вывод. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.5.PОжидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1P%. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж телевизора, если его цена возросла на 10P%.Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1P%. Например, надо определить, как изменится спрос на телевизор, если доходы населения возрастут на 12P%.Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б.Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности.Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1P% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1P%, коэффициент эластичности больше единицы (предметы первой необходимости).Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы (предметы роскоши).Спрос имеет единичную эластичность, когда 1P%-ное изменение цены вызывает 1P%-ное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Кед рассматривается как положительная величина.Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары отрицательную, так как рост доходов снижает на них спрос.Теперь обратимся к предложению.7.2. Предложение товара и его криваяПредложение это количество товаров, реализуемое производителем на рынке.Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот.Прямая зависимости между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S, где S (supply)P предложение, P (price)P цена, Q (quantity)P количество (рис.P7.3).Рис.P7.3. Кривая предложенияВ отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх.Графически изменение объема предложения выражается в движении «по кривой предложения» SS. «Объем предложения» меняется тогда, когда изменяется только цена товара.Нужно различать движение по кривой предложения и движение самой кривой.Кривая предложения сдвинется вправо от SS к S1S1, если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к S2S2.Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения».Выводы1.PДвижение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара.2.PДвижение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под воздействием неценовых факторов.Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов.Цены на ресурсы. Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т.Pе. переместит кривую предложения вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздействие.Технология. Ее совершенствование снижает цену на ресурсы и оказывает влияние, рассмотр

Практикум по теме лекции 12

12.5. Заработная плата: сущность, уровень, динамика

12.4. Земельная рента как доход с земли

12.3. Процент как доход собственника ссудного капитала

12.2. Экономическая природа прибыли

12.1. Спрос и предложение на факторы производства

Лекция 12 Тема: РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ДОХОДЫ ОТ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Практикум по теме лекции 11

11.4. Порядковый (ординалистский) подход к анализу поведения потребителя

11.3. Количественный (кардиналистский) подход к анализу поведения потребителя

11.2. Принципы рационального поведения потребителя

11.1 Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики

Лекция 11 Тема: ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Практикум по теме лекции 10

10.3. Издержки фирмы в коротком и длительном периодах

Раздел II МИКРОЭКОНОМИКА / Экономическая теория. Завтра экзамен

Комментариев нет:

Отправить комментарий